Каждому из нас хотя бы раз в жизни
приходилось наблюдать ситуацию, когда рвущийся с поводка щенок
выгуливает своего хозяина. Владелец собаки, смирившийся со своей
участью покорно бежит за своим питомцем. Подобная ситуация довольно
часто вызывает скрытые улыбки прохожих.
Прежде чем
принести в дом щенка, следует тщательно подготовить для него постоянное
место. Выбрать оптимальную зону в квартире с учетом того, что
пространство для жизни щенка будет ограничено и огорожено.
Бреланд, работавший вместе со Скиннером в области психологии, и затем
ставший дрессировщиком, обнаружил, что не всякая деятельность животных
может быть изменена подкреплением. Бреланд обнаружил, что на некоторые
виды активности подкрепление не влияет.
Привыкание (габитуация) — это исчезновение реакции или снижение
вероятности появления и интенсивности реакции , происходящее при
неоднократном повторении вызывающего реакцию раздражителя.
Габитуация — наиболее древний в филогенетическом отношении вид
научения, характерен даже для простейших и беспозвоночных.
В начале ХХ века отечественный зоопсихолог Е.Елачич дал следующее
определение инстинкта: "инстинктом называется врожденная большинству
животных психическая способность, дающая им возможность в обычных для
них условиях жизни пользоваться присущей им телесною организацией для
достижения максимума пользы в интересах особи и вида с затратою минимума
энергии, и дающая, благодаря этому, животным возможность действовать
целесообразно, точно и совершенно и при том без понимания цели, опыта и
обучения”.
А вот вопрос о том, до какой степени различаются внутренние
процессы, лежащие в основе формирования этих реакций, остается открытым.
При выработке павловских рефлексов изучаемая реакция (например,
слюноотделение) сопровождается также реакцией со стороны скелетных мышц,
которая может стать условной по схеме оперантных реакций.
Американский психолог Скиннер на основании работ Торндайка предложил в
1938 году свободно-оперантную методику научения. "Камера Скиннера”,
по-существу, представляет собой "проблемный ящик” Торндайка. Но в
процессе выработки научения по-Скиннеру есть отличия от методики
Торндайка.
При образовании рефлексов 1-го рода животное (или человек) начинает
поведение с реакции, которая впоследствии связывается с новым стимулом.
Иногда даже после одного сочетания безусловной реакции и нового
стимула, животное начинает отвечать на новый (условный) стимул условной
реакцией.